Специальные образовательные услуги

Об организации   образовательных                                                                              

услуг на платной основе

 в 2023/2024 учебном году.

 

На основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, анализа результатов изучения запросов законных представителей воспитанников по вопросам организации объединений по интересам на платной основе в сфере дошкольного образования  

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Организовать в ГУО «Детскй сад № 77 г. Гомеля» следующие объединения по интересам на платной основе: «Веселый каблучок», хореография (средняя группа); «Волшебная палитра», декоративно-прикладное творчество (средняя группа); «Мастерляндия» декоративно-прикладное творчество (старшая группа); «Задоринки», хореография, (старшая группа); «Волшебный клубочек», детское ручное ткачество (старшая группа).
  2. Назначить руководителями объединений по интересам на платной основе:

- «Весёлый каблучок» (средняя группа) - Моисеенко Татьяну Васильевну, без категории;

- «Волшебная палитра» (средняя группа) – Князеву Светлану Александровну, без категории;

- «Мастерляндия» (старшая группа) – Ермоленко Веронику Константиновну, без категории;

- «Задоринки» (старшая группа) – Заяц Наталью Анатольевну, без категории;

- «Волшебный клубочек» (старшая группа) – Барсукову Светлану Сергеевну, без категории;

  1. Организовать работу объединений по интересам на платной основе в соответствии с заключенными договорами.                                                    
  2. Возложить ответственность за научно-методическое обеспечение объединений по интересам на платной основе, контроль за качеством их проведения на заместителя заведующей по основной деятельности Буравченко А. В.
  3. Занятия проводить в свободное от работы время, согласно утвержденного графика.
  4. Проводить занятия в объединениях по интересам на платной основе:

- «Весёлый каблучок» (средняя группа) - 1 раз в неделю по 20 минут в отдельном помещении (101,03 кв.м.), количество человек в группе – 10, количество групп – 2;

- «Волшебная палитра» (средняя группа) -  1 раз в неделю по 20 минут в  отдельном помещении  (46,36 кв.м.), количество человек в группе – 8, количество групп – 2;

- «Мастерляндия» (старшая группа) -  1 раз в неделю по 25 минут в  отдельном помещении  (46,36 кв.м.), количество человек в группе – 8, количество групп – 2;

 - «Задоринки» (старшая группа) - 1 раз в неделю по 25 минут в отдельном помещении (101,03 кв.м.), количество человек в группе – 8, количество групп – 1;

- «Волшебный клубочек» (старшая группа) –1 раз в неделю по 25 минут  в  отдельном помещении  (46,36 кв.м.), количество человек в группе – 8, количество групп – 3;

Общая площадь – 2641,93 кв.м., нормируемая площадь – 1977,59 кв.м.). 

  1. Назначить ответственными за своевременное внесение платы за объединения по интересам руководителей Моисеенко Т.В., Князеву С.А.; Ермоленко В.К.; Заяц Н.А.; Барсукову С. С.
  2. Руководителям услуг своевременно информировать родителей о достижениях детей.
  3. При расчете платных образовательных услуг установить рентабельность на 2023/2024 учебный год в размере 40%.
  4. Стоимость платных образовательных услуг определяется на основании расчета экономиста ГУ «Гомельский городской центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций в сфере образования».

 

Пунк коррекционно-педагогической помощи: методические рекомендации

Методические рекомендации

по организации и содержанию работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи

I. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПУНКТА КОРРЕЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 года № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 12.10.2012)

3. Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» (ред. от 25.05.2012)

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2011 № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования».

5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 №197 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»;

6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 года № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».

7. Инструктивно-методические письма к каждому учебному году, которые касаются специального образования, а также те, которые косвенно относятся к вашей работе.

II. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПКПП В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗОЙ

У администрации

-список обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, согласованный с директором государственного ЦКРОиР;

- приказ руководителя учреждения о зачислении обучающихся с ОПФР;

- приказ руководителя учреждения об отчислении обучающихся из ПКПП. Основанием для издания приказа об отчислении являются:

1.1 список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, утвержденный директором ЦКРОиР;

1.2 заявление обучающегося или законного представителя несовершеннолетнего обучающегося с просьбой о переводе в связи со сменой места жительства или сменой учреждения образования;

1.3 приказ руководителя учреждения образования об отчислении обучающегося из данного учреждения образования;

- заявления законных представителей обучающихся с ОПФР (должны быть с подписью руководителя «в приказ» не позднее 31.08. текущего года);

- заключения ЦКРОиР на обучающихся с ОПФР, зачисленных в ПКПП;

У учителя-дефектолога

-карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся с ОПФР, зачисленных в ПКПП (Внимание! На каждое нарушение должна быть и соответствующая карта);

-расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования (циклограмма);

К расписанию прилагаются списки обучающихся по группам (подгруппам) или фамилии и имена обучающихся при проведении с ними индивидуальных занятий, а также названия групп (подгрупп) по виду и степени тяжести нарушений развития, указывается класс (группа), в котором обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного образования или образовательных программ общего среднего образования.

- график работы учителя-дефектолога (утверждается с 01.09. руководителем учреждения образования; расписание занятий утверждается с 16.09. руководителем учреждения образования);

-перспективные планы работы на каждую группу, подгруппу, индивидуальные планы, утвержденные руководителем учреждения образования (школы планируют на четверть, УДО – на квартал);

(Форму плана учитель-дефектолог определяет самостоятельно. Планы разрабатываются на основании данных об индивидуально-типологических особенностях обучающихся и отражают основные направления работы по преодолению имеющихся у них нарушений. В планах рекомендуется указывать тему занятия, количество часов, основные направления коррекционной работы)

-ежедневные планы работы (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные);

-рабочие тетради обучающихся (воспитанников) (срок хранения - на протяжении нахождения детей в пункте, но не менее чем один учебный год);

-список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования обучающихся учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденный

директором государственного ЦКРОиР;

-паспорт кабинета;

-журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся с ОПФР (по установленной форме);

(В журнале фиксируются все дети, обследованные по скрининг-диагностике и по углубленной диагностике).

-журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися с ОПФР (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);

-годовой план работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем учреждения образования. Должен согласовываться с годовым планом учреждения образования;

(в годовом плане работы учитель-дефектолог определяет цели и направления коррекционно-педагогической работы, сроки проведения углубленного обследования с целью определения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, комплектования групп (подгрупп); мероприятия по пропаганде дефектологических знаний (темы лекций, бесед, выступлений, консультаций), пополнению оснащенности кабинета, самообразованию, повышению квалификации (курсы, методические объединения) и иные)

-аналитический отчет о работе учителя-дефектолога ПКПП за учебный год.

Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами.

1.График работы учителя-дефектолога

В графике работы должно быть предусмотрено время для обеденного перерыва учителя-дефектолога, если педагогическая нагрузка превышает 1 ставку, он должен быть согласован с председателем профсоюзного комитета, а также в рабочее время учителя-дефектолога не должно быть включено время приёма пищи воспитанников.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДАЮ Руководитель учреждения

ГРАФИК РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ФИО НА 20-20 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОНЕДЕЛЬНИК 8.00 - 8.30

8.50 - 12.20

ВТОРНИК 8.00 - 8.30

8.50 - 12.20

СРЕДА 8.00 - 8.30

8.50 - 12.20

ЧЕТВЕРГ 8.00 - 8.30

8.50 - 12.20

ПЯТНИЦА 8.00 - 8.30

8.50 - 12.20

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЧАС (каждая cреда )

12.30-13.00- консультирование педагогов

7.30-8.00- - консультирование законных представителей

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

ГУО «Ясли-сад № г.Гомеля»

__________

Постановление №______от «__»__ _____г.

2.Углубленное психолого-педагогическое обследование воспитанников должно отражаться в диагностических картах

-Диагностические карты заполняются учителем-дефектологом. Оптимальное количество диагностик – 3:

Углубленное психолого-педагогическое обследование (сентябрь, май)

Промежуточная диагностика (декабрь-январь)

-диагностическая карта должна в полном объёме отражать специфику, характер, степень нарушения и иметь возрастную градацию, то есть должна быть разработана под каждое нарушение отдельно;

-заключение учителя-дефектолога в диагностической карте не должно дублировать заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В речевых картах не должно быть записей типа: –; не выполнил. Записываются конкретные примеры слов, предложений ребенка и т.д. В течение учебного года ведется одна диагностическая карта, изменения в ней вносятся ручками разного цвета.

3. Мониторинг развития каждого воспитанника, в котором отражается уровень развития ребёнка на момент обследования (сентябрь, декабрь-январь, май).

Может быть представлен в виде графиков и диаграмм

ФИО

Дата рождения

Заключение ЦКРОиР

4. Годовой план работы, отражающий основные направления работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем учреждения образования.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Годовой план должен быть конкретным и содержательным. Если в плане консультации, то указываем, для кого (Ф.И.О. или конкретная группа) и когда (дата) будем проводить. Если участие в МО и выступление, то указываем тему выступлений

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ:

УТВЕРЖДАЮ Руководитель учреждения

Годовой план учителя-дефектолога

ПКПП ГУО _____________

ФИО на 20__/20__ учебный год

№ п/п Направления Содержание Сроки выполнения

1. Организационно-педагогическая деятельность 1.Оформление документации; 2.Формирование групп, подгрупп; 3.Организация адаптивно – образовательного пространства;

2. Диагностическая деятельность 1.Подготовка диагностического инструментария; 2.Сбор анамнестических данных и предварительная беседа с родителями; 3.Углубленное обследование зачисленных обучающихся; 4. Анализ полученных данных ( заполнение индивидуальных карт).

3. Коррекционно-педагогическая деятельность 1.Проведение коррекционно-педагогических занятий

4. Консультативная деятельность 1.Взаимодействие с законными представителями; 2.Взаимодействие с учителями, воспитателями; 3.Взаимодействие с педагогом – психологом, педагогом социальным.

5. Самообразование 1.Участие в МО; 2.Изучение специальной литературы; 3.Работа из опыта (тема по самообразованию); 4.Посещение занятий др. специалистов.

6. Информационно-аналитическая деятельность 1. Мониторинги 1. 2. Отчеты

5. Расписание занятий

утверждается руководителем учреждения образования.

Учитель-дефектолог составляет расписание из расчета 20-часовой нагрузки в неделю на одну ставку.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

20 часов в неделю – это:

1200 минут (20 часов умножить на 60 минут).

Из них:

900 минут – коррекционно-педагогические занятия с детьми!

300 минут – перерывы.

В расписании указываются начало и окончание каждого индивидуального, группового или подгруппового занятия с учетом перерывов между ними. Продолжительность занятий должна соответствовать возрасту ребенка и особенностям его психофизического развития.

В расписании занятий указывается время, периодичность и продолжительность проведения занятий. К расписанию прилагаются списки

обучающихся по группам (подгруппам) по виду и степени тяжести нарушений развития, указываются класс или группа, в которых обучающиеся осваивают содержание образовательной программы дошкольного или общего среднего образования. В расписании занятий не указывается время для проведения консультаций.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ:

УТВЕРЖДАЮ Руководитель учреждения

Расписание занятий учителя-дефектолога

Ф.И.О. на I полугодие 20__/20__ учебного года

(Фрагмент)

День недели Время Вид занятия

понедельник 8:00-08:25 Индивидуальное занятие

08:35-09:00 Индивидуальное занятие

09:10-09:35 Индивидуальное занятие

09:45-10:10 Индивидуальное занятие

10:20-10:45 Индивидуальное занятие

10:55-11:20 Индивидуальное занятие

11:35-12:00 Подгрупповое занятие в подгруппе и№1

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Список воспитанников ПКПП по группам, подгруппам

в ГУО «Ясли-сад № г. Гомеля» на 2018-2019 учебный год (фрагмент)

Группа  .И. ребёнка Возрастная группа

Подгруппа №2

(фонетико-фонематическое

недоразвитие речи –

дислалия, дизартрия) Дудаль Виктория Дедкова Мария Попченко Артём старшая группа

Подгруппа №3 (я\с 41)

(ОНР 3 ур. р. р, дизартрия) Калуга Александра Савельев Матвей Одноочко Мария средняя группа

Группа №1 (ОНР 3ур. р. р) Войтенкова Дарья Громыко Анна Кульгейко Даниил Сиваков Александр Шток Иван старшая группа

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Список воспитанников для проведения индивидуальных занятий в ПКПП ГУО «Ясли-сад № г. Гомеля» (фрагмент)

на 2018-2019 учебный год

Дни недели

Время 1 неделя обучения

2 неделя обучения

3 неделя обучения

4 неделя обучения

понедельник

10.30-10.50 Калуга А. Шток И. Поляков И. Колесников Д,

10.55-11.15 Одноочко М. Кульгейко Д. Калуга А. Музыченко В.

11.20-11.40 Поляков И. Колесников Д, Кульгейко Д. Рубанов Ф.

6. Планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные), утвержденные руководителем учреждения образования.

Содержание занятий с детьми в пункте определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи (перспективными планами работы на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования.

Обучающиеся, зачисленные в ПКПП, испытывают стойкие трудности в усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и отсутствием жёсткой регламентированности, поэтому в нем не указывается конкретное количество часов по каждой теме ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.

В течение года в перспективный план можно вносить изменения и дополнения, ориентируясь на успехи или затруднения воспитанников, учащихся.

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ:

УТВЕРЖДАЮ Руководитель учреждения

Перспективный план работы с группой (подгруппой) дошкольников (школьников)

на 20__/20__ учебный год (ОНР IIIур.р.р.)

 

Количество часов Тема занятия Работа над слоговой структурой слова Развитие лексико-грамматической стороны речи Развитие связной речи

 

Для группы детей с ОНР III ур.р.р., осложненным дизартрией, заиканием нужно добавить направления работы по коррекции нарушений просодической стороны речи, развитию общей и мелкой моторики.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ:

УТВЕРЖДАЮ Руководитель учреждения

Перспективный план работы с дошкольниками (школьниками) с на 20__/20__ учебный год

(ОНР IIIур.р.р., стертой дизартрией )

 

 

Количество часов Коррекция нарушений просодической стороны речи Разви-тие общей и мелкой мото-рики Работа над слого-вой струк-турой слова Развитие лексико-грамматической стороны речи Разви-тие связ-ной речи Развитие речевого дыхания и голоса Развитие темпо-ритми-ческой стороны Развитие мелоди-ко-интона-ционной стороны

 

 

3. Ежедневные планы работы

Педагогам, имеющим высшую или первую категории, допускается схематический (тезисный) ежедневный план работы, педагогам, имеющим 2 категорию или не имеющим категории – подробный план проведения занятия с указанием цели занятия, предлагаемых видов деятельности на занятии, используемого дидактического материала. На основе перспективного планирования учитель-дефектолог разрабатывает систему коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит комплексный п

направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую).

Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и т.д.) осуществляется линейно, поскольку с каждым годом постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, заданий, их смена и взаимосвязь.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЕЖЕДНЕВНОГО ПЛАНА ГРУППОВОЙ (ПОДГРУППОВОЙ) РАБОТЫ

Вид занятия Дата тема задачи Краткий план занятия материал Методы и приёмы

 

 

Подгруп

-повое

занятие

в

подгруп

пе №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умение различать единственное и множественное число существительных с опорой на наглядность на материале темы «Осень. Осенние изменения в природе» 1 формировать умение различать единственное и множественное число существительных с опорой на наглядность на материале темы «Осень. Осенние изменения в природе» 2 развивать умение составлять простое предложение по картине с помощью педагога 3 воспитывать речевую активность на занятии 1 Организационный этап Предъявление этапов занятия Д\И « 1,2, 3 посмотри и покажи» 2 Основной этап Беседа об осени Д\И «Не зевай и листочек поймай» Д\И «Один-много» Физкультминутка «Дождик» Д\И « Сколько?» Глеб- навод. вопросы педагога Составление предложений педагогом. Д\И «Доскажи словечко» Составление предложений детьми 3 Итог занятия. Рефлексия. Демонстрационный материал: демонстрац. картины Раздаточный материал: предметные картинки, Дидактическая игра: смотри краткий конспект занятия Источники: . Наглядные методы: - демонстрация картины -показ образца Словесные методы: -уточняющие и наводящие вопросы - хоровое и индивидуальное проговаривание - многократное повторение Практические методы: - показ действия - постановка задания Приём использования поисковых

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЕЖЕДНЕВНОГО ПЛАНА ГРУППОВОЙ (ПОДГРУППОВОЙ) РАБОТЫ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)

Технологическая карта

Подгруппа №2

Дата:

Тема: Формирование умения поднимать язык вверх с помощью педагога.

Задачи: формировать умение поднимать язык вверх с помощью педагога.

Развивать слуховое восприятие путём подбора картинок на заданный звук

Воспитывать внимательность и инициативность на занятии.

 

Этапы занятия Содержание Оборудование Примечания

Вводная часть Приветствие Предъявление этапов занятия Объявление темы занятия Этапы занятия, картинны материал

Основная часть Развитие артикуляционного аппарата Артикуляционная гимнастика Упражнения «Часики», «Качели», «Лошадка», «Вкусное варенье» Дыхательная гимнастика «Тучка» Игра «Рация» Игра «Собери картинки» Пальчиковая гимнастика «Избушка» Игра «Придумай слова» Этапы занятия, зеркало, картинный материал Сопряжённое выполнение артикуляционных упражнений, поли сенсорная основа, контроль за полными ответами на вопросы педагога

Заключительная

часть Повторение этапов занятия Рефлексия Этапы занятия

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЕЖЕДНЕВНОГО ПЛАНА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА)

Технологическая карта

Ф.И. ребёнка:

Дата:

Тема: Закрепление умения называть существительные на заданную тему самостоятельно на материале темы «Осень»

Задачи Закрепить умение называть существительные на заданную тему самостоятельно

Развивать умение дополнять предложение по картине

Воспитывать внимательность на занятии

Этапы занятия Содержание Оборудование Примечания

Вводная часть Приветствие Предъявление этапов занятия Объявление темы занятия Этапы занятия, картинны материал

Основная часть Беседа об осени Д\И «Назови картинки» Этапы занятия, зеркало, картинны Сопряжённое выполнение

действий

Д\И «Ответь на вопрос» Физкультминутка Дополнение предложения педагогом Д\И «Доскажи словечко» Дополнение предложений ребёнком материал, ватные палочки артикуляционных упражнений, поли сенсорная основа, контроль за полными ответами на вопросы педагога

Заключительная часть Повторение этапов занятия Рефлексия Этапы занятия

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЕЖЕДНЕВНОГО ПЛАНА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лексическая тема Ф И ребёнка Коррекция звукопроизношения Работа над слоговой структурой слова Развитие лексики Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи

Овощи Иванов Петя Артик. Гимн-ка комплекс №1 Д\И «Ветерок» 12.10.18 Д\И «Повтори за мной» 12.10.18 Д\И «Подбери слова» 15.10.18 Д\И «Один-много» 12.10.18 Д\И «Дополни предложение» 15.10.18

 

7. Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся

 

№ п.п. Дата обсле-дова-ния ФИО ребенка, дата рож-дения Группа, класс Предпола-гаемое нарушение Заклю-чение ЦКРОиР Для детей, зачисленных на занятия в ПКПП Приме-чания дата зачис-ления дата отчис-ления

 

Учитель-дефектолог обследует детей учреждения образования. В графе «Предполагаемое нарушение» учитель-дефектолог ПКПП делает запись о предполагаемом нарушении (дислалия, ОНР, стертая дизартрия и т.п.). В случае, если у ребенка нет нарушений, в графе «Предполагаемое нарушение» делается запись – «Речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрасту». На основании обследования составляется заявка на ПМПК в ЦКРОиР.

Журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся с ОПФР ведется согласно приложению № 2 Методических рекомендаций «Организация и содержание работы в ПКПП» от 25 мая 2012г. Сведения вносятся по мере обследования обучающихся, которые были обследованы учителем-дефектологом и специалистами ЦКРОиР на протяжении учебного года в учреждении образования. На основании этого журнала ведется учет детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

 

ОБРАЗЕЦ:

Список учащихся (воспитанников),

исправивших нарушения психофизического развития

в ПКПП ______________________________________________________

(наименование учреждения образования)

за 20__/20__ учебный год

 

№ п/п Ф. И. О. обучающегося Дата рождения Характер нарушения (по заключению ЦКРОиР) Дата обследования (№ заключения)

1. Иванов Иван Иванович 02.08.10 г. Полиморфная дислалия 20.02.16 г.

 

Список детей, исправивших нарушения психофизического развития, оформляется в течение учебного года по мере исправления нарушений у детей и в конце учебного года (после 26 мая) по результатам ПМПК.

8.Скрининг-диагностика

Проводится со всеми детьми группы с письменного согласия законных представителей воспитанников. Результаты скрининг-диагностики вносятся в журнал учёта обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СКРИНИНГ – ДИАГНОСТИКУ

Список воспитанников старшей группы №1 на скрининг диагностику

№ п\п ФИО законного представителя Дата Группа/класс Согласен\не согласен Подпись

1 Иванов И.Д. 27.12.2018 старшая согласен

 

9. Рабочие тетради детей

Срок хранения – не менее 1 года.

10. Паспорт кабинета

Структура паспорта кабинета

1. Данные б учителе-дефектологе

2. Цель, задачи кабинета, разбивка на зоны

3. Схематичный план

4. Инвентарная ведомость

5. Акт о готовности кабинета к уч. году

6. Характеристика помещения

7. Инструкция по ТБ учителя-дефектолога

8. Гигиенические требования к оборудованию

9. Воздушно-тепловой режим

10. График проветривания влажной и генеральной уборки

11. План работы кабинета в уч. году

12. График работы и расписание занятий учителя-дефектолога

13. План развития кабинета

14. Учебно-дидактические материалы

Картотека оборудования и наглядных пособий

( ИМП «Об организации коррекционно-педагогической помощи… в 2013/2014 уч.г.»)

 

Одним из важных условий эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адаптивно-образовательного пространства для ребенка с особенностями психофизического развития. Продуманная предметно - пространственная организация и дизайн кабинета учителя-дефектолога помогут ребенку быстрее адаптироваться, сформировать позитивное отношение ребенка к занятиям и учителю-дефектологу, раскрепоститься. Окружение, которое создается педагогами для ребенка с ОПФР должно:

· соответствовать естественному процессу развития ребенка;

· способствовать его познавательной активности;

· формировать мотивацию к деятельности;

· делать эффективной коррекционную работу.

Требования, которые предъявляются к оснащению и оформлению кабинета, в котором проводятся коррекционно-педагогические занятия, основаны на:

· утилитарной рациональности;

· комфортности для ребенка и педагога;

· безопасности.

К предметно-пространственной среде, как составной части развивающей среды относятся:

· помещение пункта коррекционно-педагогической помощи, мебель, интерьер

· звукоусиливающая аппаратура (для детей с нарушением слуха);

· специальное световое оборудование (для детей с нарушениями зрения).

Учителю-дефектологу, прежде всего, следует продумать рациональную и целесообразную расстановку мебели в кабинете, осуществить зонирование кабинета – выделить различные зоны для разных видов деятельности во время занятий.

Деление кабинета на следующие зоны:

· учебная зона – место проведения групповых занятий (столы и стулья для детей, настенная и магнитная доски, фланелеграф);

· игровая зона – место поведения физкультминуток, подвижных игр, разминок;

· релаксационная зона - место отдыха, расслабления обучающихся рекомендуется проводить логоритмические и иные упражнения;

· зона сенсорного опыта – способствует обеспечению социального развития посредствам формирования представлений о физических качествах предметов и явлений;

· зона развития мелкой моторики - развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей;

· зона развития артикуляторной моторики постановка звуков и работа по развитию артикуляционного праксиса, речевого дыхания и т.д.;

· зона технических средств - предназначена для обеспечения коррекционно - педагогического процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.

· информационная зона – место размещения информации для родителей, детей и педагогов. Эту зону можно разместить за дверью кабинета. Важно только, чтобы она была доступна для родителей, хорошо освещена, чтобы там имелась бумага для записей, ручки, на случай, если родителям или педагогам понадобится записать информацию.

 

11. Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися с ОПФР

Журнал ведется на русском или белорусском языке в зависимости от языка обучения и воспитания в учреждении образования.

На узкой вкладке журнала записываются фамилии и имена детей в алфавитном порядке. Второй титульный лист заполняется согласно графам журнала.

На лист с расписанием вклеивается лист с составленным на полугодие расписанием занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых).

Далее на каждого ребенка отводятся страницы для записи индивидуальных занятий (количество страниц определяется количеством занятий в неделю, обычно не более 5 листов).

На левой странице записываются: в строке, предназначенной для записи учебного предмета, - организационная форма проведения занятия.

Например: Группа № 1: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Или: Индивидуальное занятие: Иванов Семён.

В графах, отведенных для учета проведенных занятий, записывается дата проведения занятия.

Например,

 

 

 

На правой странице записываются дни недели и время занятия, Ф.И.О. учителя-дефектолога – без сокращений.

В конце журнала вносятся данные о детях с ОПФР (согласно графам журнала).

В случаях отсутствия ребенка на индивидуальном занятии по причине, не зависящей от учителя-дефектолога, педагог на левой странице у этого ребёнка ставит «н», а на правой странице записывают дату, тему занятия, фамилию и имя ребёнка, с которым проводил занятие в это время.

Например:

На занятии нет Сидорова Паши. На левой странице у Паши ставим дату и «н». На правой странице у Паши в графе «Содержание учебных

17.09 18.09 19.09 20.09

занятий» пишем дату и тему «Формирование умения произносить звук С в начале слова самостоятельно с опорой на наглядность» Иванова Маша.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! Записи делаются подробно. Например,

В период обследования с 1 по 15 сентября делаем запись на каждого ребёнка на отведённых в конце журнала страницах, которые называются «Обследование детей с целью комплектования групп в ПКПП»

 

Дата Содержание работы Примечание

01.09. Обследование звукопроизношения Ф. И. ребёнка 9.00 – 9.25

 

Суммированный учет отработанного времени в день в период обследования должен соответствовать нагрузке учителя-дефектолога.

Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется администрацией учреждения образования не реже 1 раза в четверть.

 

ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛА УЧЕТА ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ И ПОСЕЩЕНИЯ ИХ ДЕТЬМИ

 

СОДЕРЖАНИЕ

(дополнительный лист в начале журнала перед стр. 5)

 

Индивидуальные занятия Групповые и подгрупповые занятия

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ ЗАПОЛНЕНИЯ ЛЕВОЙ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА

ДЛЯ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Ф.И. ребенка_____________________. Дисграфия, дислексия, обусловленные ОНР 3 ур.

 

№ 16.09 17.09 18.09 19.09 20.09

1.

2.

3. н

4.

5. н

 

ВАРИАНТ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРАВОЙ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА

ДЛЯ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Ф.И.О.учителя-дефектолога___________________________________________________

 

Число, месяц Тема Примечания

№ Ф.И. ребенка Страницы

1. Петров Сергей 35-37

И т.д.

 

16.09 Формирование артикуляционного уклада звука «ш»

17.09 Постановка звука «Ш»

18.09 Автоматизация звука «С» в словах с прямым слогом на основе наглядности по теме «Овощи». Иванова Маша

 

12. График проведения консультаций

Консультации учителя-дефектолога не входят в его 20-часовую педагогическую нагрузку. Согласно инструктивно-методическому письму «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году» учитель-дефектолог «осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций, консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных для занятий в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке».

В графике проведения консультаций указывается время проведения консультаций (день недели, время начала и окончания консультации; группа лиц, для которых проводится консультация; для обучающихся, не зачисленных для занятий в пункт; для законных представителей несовершеннолетних обучающихся; для педагогических работников и иных).

Периодичность проведения консультаций (1-2 раза в месяц или иная) определяется учителем-дефектологом по согласованию с администрацией учреждения образования.

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учреждения

 

График проведения консультаций учителем-дефектологом

ФИО. на 20-20 учебный год

 

Дата Время Целевая категория

Первая среда месяца 16.50 - 17.05 17.05 - 17.20 12.30 - 13.00 консультирование законных представителей воспитанников, не зачисленных на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи (по запросу) консультирование законных представителей воспитанников, зачисленных на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи (по запросу) консультирование педагогических работников (по запросу)

 

Вторая, третья,

четвёртая среда

месяца 16.50 - 17.20 консультирование законных представителей воспитанников в соответствии с годовым планом

 

В журнале учёта проведённых занятий выделяется страничка для учета проведенных учителем-дефектологом консультаций.

На левой странице журнала записываются:

в строке, предназначенной для записи наименования учебного предмета, делается запись «Консультативная работа»;

в графах, отведенных для учета занятий, - дата проведения консультации.

На правой странице журнала записываются:

в строке графы «Содержание учебных занятий» - дата проведения консультации и ее тема;

в строке графы «Домашнее задание» - форма проведения консультации (индивидуальная, с указанием фамилии, собственного имени и отчества консультируемого; родительское собрание или иная)

 

13. Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога

за 20__/20__ учебный год

 

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! В отчете не нужно расписывать структуру нарушения: ОНР, дисграфия и т.д. Это должен быть отчет о вашей работе, о достижениях и недостатках за учебный год.

В отчете необходимо отразить:

1. Цели, которые учитель-дефектолог ставил на прошедший год, достижение (не достижение) этих целей. Что способствовало или препятствовало достижению (не достижению) поставленных целей.

2. Количество детей, исправивших нарушения за год и их процент.

3. Данные о нарушениях и исправлении.

4. Выполнение плана по самообразованию (литература, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, МО и т.д.).

5. Достижения учителя-дефектолога: обобщение опыта, создание собственных пособий и т.д.

 

Примерная форма написания аналитического отчёта учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи за 20__/20__ учебный год

В 20__/20__ учебном году целью моей работы …

В процессе работы решала следующие задачи:

·

·

·

Для достижения поставленной цели и решения задач вела работу по следующим направлениям:

· диагностика;

· коррекция;

· консультирование (психолого-педагогическое просвещение);

· методическая работа, самообразование;

· создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР (оснащение кабинета и др.)

 

I. Диагностика

В течение учебного года продиагностировала…. (кол-во детей)

Выявлено …детей, нуждающихся в коррекционной помощи, из них на пункт, на начало учебного года, было зачислено…. В течение года было ещё зачислено…

Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???

Какими методическими разработками пополнили кабинет????

Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???

С какими трудностями столкнулись????

Как преодолевали возникающие проблемы????

Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….

II. Коррекция

В течение учебного года коррекционную помощь в ПКПП получили…. (кол-во детей)

Не оказана коррекционная помощь… (кол-во детей – если были такие)… Почему помощь не оказана????

Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???

Какими методическими разработками пополнили кабинет????

Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???

С какими трудностями столкнулись????

Как преодолевали возникающие проблемы????

Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….

III. Консультирование

В течение учебного года консультационную помощь в ПКПП получили…. (кол-во педагогов, родителей, детей (по отдельности и всего))

Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???

Какими методическими разработками пополнили кабинет????

Всё ли запланированное в рамках данного направления выполнено???

С какими трудностями столкнулись????

Как преодолевали возникающие проблемы????

Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….

IV. Методическая работа, самообразование

В течение учебного года участвовали в работе методических формирований города (перечислить), учреждения образования (перечислить), м.б. в инновационных проектах и площадках…

Обозначить степень участия в мероприятиях (выступали (с указанием темы), подготовили и провели полностью мероприятие (указать тематику, итоги работы), оказывали методическую помощь другим специалистам (Кому??? Какую???)

Участвовали в выставках, конкурсах, других мероприятиях (указать какие и степень участия, результативность)

В течение учебного года работали над темой по самообразованию «….». За данный период сделали… (перечислить)

Какую документацию вели в рамках работы по данному направлению???

Какими методическими разработками пополнили кабинет????

Всё ли запланированное выполнено???

С какими трудностями столкнулись????

Как преодолевали возникающие проблемы????

Указать продолжите работу по самообразованию над этой же темой или будете работать над другой (аргументировать)

Качественная оценка своей деятельности по данному направлению….

V. Создание адаптивного образовательного пространства

Указать о выполнении плана развития кабинета (степень реализации плана)

Сделать анализ ресурсов кабинета (социально-психологические – %; организационно-смысловые – %; пространственные – %; предметные – %)

Наличие электронных средств обучения (программ, тренажёров и др.), наличие мультимедийной картотеки (программ, тренажёров и др. с указанием количества и отдельных названий электронных пособий), наличие методических пособий, нормативных документов и др. (на электронных носителях)

Чем пополнили кабинет в течение года??? (не указывать методические разработки, описанные ранее)

Наличие компьютера и другой техники в кабинете

С какими трудностями столкнулись????

Как преодолевали возникающие проблемы????

С кем взаимодействовали???

Сотрудничество с администрацией (указать какую помощь оказала администрация учреждения образования по оснащению кабинета)

VI. Уровень реализации поставленных задач. Существующие проблемы

Обобщить из всех разделов

VII. Перспективные направления работы на следующий учебный год

С учётом информации всех разделов, особенно по разделу VI.

Дата ____________________ Подпись ____________ /Ф.И.О. /

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (согласно Методическим рекомендациям)

Комплектование ПКПП

Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой обучающихся с ОПФР.

Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы – 2-4 человека.

Обследование и распределение по группам, подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Объем коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная) для каждого обучающегося с ОПФР, получающего коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП, учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся, зачисленных на занятия в ПКПП.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Продолжительность занятий:

групповых занятий для воспитанников:

вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 15 минут;

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.

групповых занятий для учащихся:

30-45 минут.

подгрупповых занятий для воспитанников:

вторая младшая группы (от 3 до 4 лет) – 15 минут;

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.

подгрупповых занятий для учащихся:

25-35 минут.

индивидуальных занятий для воспитанников:

вторая младшая группы (от 3 до 4 лет) – 10-15 минут;

средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;

старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.

индивидуальных занятий для учащихся от 15 до 40 минут.

Длительность перерывов между коррекционными занятиями (групповыми, подгрупповыми, индивидуальными) устанавливается учителем-дефектологом самостоятельно, исходя из особенностей психофизического развития детей, режима функционирования

учреждения образования и производственной необходимости (учета времени начала (окончания) уроков или занятий, времени на проветривание кабинета, времени на прогулку и другие режимные моменты).

Рекомендуемая продолжительность перерывов:

между групповыми, подгрупповыми занятиями в учреждениях дошкольного образования составляет 10-12 минут,

между индивидуальными занятиями 5-10 минут.

Перерыв между занятиями для одного ребенка должен быть не менее 10 минут.

Если занятия проводятся с группой одних и тех же воспитанников, перерыв между занятиями также должен быть не менее 10 минут.

В учреждениях общего среднего образования рекомендуемый перерыв между занятиями составляет не менее 10 минут. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования.

Коррекционно-педагогические занятия в ПКПП проводятся на языке, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении образования.

Периодичность посещения занятий обучающимися с ОПФР - 2-4 раза в неделю. Например, периодичность посещения занятий обучающимися с нарушениями речи определяется индивидуальными особенностями ребенка, характером речевого нарушения, и составляет в среднем для обучающихся:

с фонетическими нарушениями речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) - 2 раза в неделю;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, ринолалия, дизартрия) – 3 раза в неделю;

с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (неосложненный вариант, осложненный вариант при ринолалии, дизартрии) – 3–4 раза в неделю;

с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, – 3 раза в неделю;

с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия) – 2–3 раза в неделю.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования. Во время каникул коррекционно-педагогические занятия проводятся по желанию обучающихся с ОПФР или их законных представителей.

В период каникул учитель-дефектолог проводит работу по оформлению текущей документации, разработке дидактических материалов для проведения коррекционно-педагогических занятий, осуществляет консультирование педагогических работников учреждения образования, законных представителей обучающихся и иное, в рамках своих функциональных обязанностей. В случае необходимости по решению руководителя учреждения образования может выполнять иные функциональные обязанности, в рамках осуществления педагогической деятельности. Для этого на начало учебного года руководителем учреждения образования издаётся отдельный приказ с прописыванием рода занятий учителя-дефектолога во время каникул или отсутствия у него детей при невозможности их замены другими детьми (нужно учитывать суммарную учебную нагрузку на каждого ребёнка в течение дня и недели).

Дополнительную информацию по примерам оформления перспективного и ежедневного планирования, вариантов заполнения журналов смотрите в журнале «Пралеска» № 1 за 2019 год.

Приложение 2

Образец заявления законного представителя ребенка с ОПФР о зачислении в ПКПП (Инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году»)

Директору

____________________________________________________наименование учреждения образования

_________________________________

Ф.И.О. руководителя

__________________________

Ф.И.О. законного представителя

проживающего по адресу:

____________________________________________________

заявление

Прошу зачислить моего сына (дочь) ___________________________

(фамилия, собственное имя ребенка)

учащегося(уюся), воспитанника(цу) ________________ класса (группы), в пункт коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «_______________________________________».

С целью занятий и расписанием ознакомлен(а). Обязуюсь обеспечивать своевременное посещение занятий и выполнение рекомендаций специалиста.

«___» _________ 20__г. подпись инициалы, фамилия

 

 

 

свернуть

Как подготовить ребенка к психолого-медико-педагогическому обследованию

Рекомендации для законных представителей

«Как подготовить ребенка к психолого-медико-педагогическому обследованию»

Уважаемые родители!

1. За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.

2. Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию,что там будут проверять знания ребенка и т.д.). Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом.

3. Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

4. В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае, если ребенок заболел, позвоните в ГГЦКРОиР по телефону 51-49-90 и попросите перенести комиссию на другой день.

5. Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, желательно при обследовании присутствие только родителей.

6. Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша и подготовить ребенка.

7. Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог.

8. При ребенке не произносите фразы "он стесняется", "он не любит учить стихи, рассказывать", "он это не умеет", "он при посторонних людях не отвечает" и т. п.

9. После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

Желаем удачи!

 

свернуть

Документы необходимые для представления на ПМПК

 

       

Документы необходимые для представления на ПМПК

Для первичного приема детей дошкольного и школьного возраста:

- выписка из истории развития ребенка, включает заключения врачей-специалистов: отоларинголога, офтальмолога (заполняется участковым врачом педиатром)

- заключение детского психиатра

- психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается или воспитывается ребенок (оформляет воспитатель группы или классный руководитель)

- продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации - для детей дошкольного возраста, рисунки, тетради по письму, математике - для детей школьного возраста)

- заключение ВКК для оформления обучения на дому

- заключение предыдущей психолого-медико-педагогической комиссии (при повторном обследовании)

Прием специалистами психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется ТОЛЬКО по предварительной записи.

Запись осуществляется по средам по телефону +375 232 51-49-90 с 09:00 до 13:00, с 14:00 до 16:00.

Процедура обследования ребенка и оформление заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с рекомендацией об обучении и воспитании ребенка с особенностями психофизического развития, может длиться 1 час и более.

свернуть