Современные образовательные технологии

Блоки Дьенеша. Что это такое?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.

Блоки Дьенеша. Альбомы заданий

Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.

В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.

Примеры самых простых альбомов:

Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Маленькие логики

Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.

Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоков

Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

  • Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

 

 

 

  • Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

 

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

 ,  ,    - синий, красный, желтый блок

 ,   - большой и маленький блок

 ,  - толстый и тонкий блок

 , ,  , — блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например,  - не синий,  - не круглый,  - не толстый,  - не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно.  Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие       круглые фигуры).

  • Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

  • Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

  • Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

 

  • Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

 

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

 

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

  • Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать  только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом  – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку  и полного человечка  – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.

  • Альбом заданий «Лепим нелепицы»
  • Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы». Если честно, мне он понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с блоками Дьенеша.

Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой

  • Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера

Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.

  • Знакомимся с понятием пересекающихся множеств

На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет

 

Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей

Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.

С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.

 

В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.

 

  • Строим дорожку по схеме

 

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.

 

Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.

 

  • Игра «Блоки путешествуют»

По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам»  можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.

Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина :), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.

В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.

  • Ищем клад

Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:

Первый, самый простой. Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.

Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».

Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть занятия на видео.

  • Игра «Волшебное стеклышко»

Занятие будет интересно примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.

Первый вариант игры. Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось.

Второй вариант игры. Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).

Когда малыш освоится с занятием, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.

Варианты игр с блоками Дьенеша неисчерпаемы.

 

До 3 лет добавляется целый список занимательных упражнений (список дан в последовательности от простого к сложному):

  • Раскладывание линеечек по цвету или длине.
  • Повторение действий взрослого. Например, выложить такое же количество палочек, как сделали вы.
  • Игры на запоминание: покажите карапузу несколько выложенных в ряд палочек, затем попросите отвернуться. Уберите одну и попросите угадать, какой линеечки не хватает.
  • Раскладывание по цветам в указанные «кучки».
  • Измерение одной палочкой окружающих предметов.
  • Сравнение, насколько линеечки различаются по длине. Для этого можно закрыть глаза и попытаться выбрать длинную и короткую.
  • Определение самой длинной и самой короткой палочки из набора.

Упражнения на втором этапе

 

Палочки Кюизенера — незаменимое пособие для подготовки к школе

Математический этап начинается с 4–4,5 лет. На этой ступени обучения упражнения становятся конкретными.

  • Сдвиньте 2 красные линеечки в одну и попросите малыша найти аналог другого цвета по длине.
  • По порядку называете числа, а малыш цвет. Со временем числа называются вразброс.
  • Попросите ребёнка найти линеечку «один».

С этого возраста некоторые педагоги рекомендуют добавлять карточки с цифрами на картоне соответствующего палочкам цвета. Детки должны научиться соотносить цвет и размер со зрительным образом.

С 5 лет занятия уже напоминают полноценные задачки по математике и проходят в виде ответов на вопросы с наглядной демонстрацией. Например, сколько коричневых палочек помещается на одной красной? (2, то есть одна коричневая — это половина или ½ от коричневой). После того как ребёнок освоил описанные выше действия, можно переходить к таблице умножения. Например, отложим 1 белую линеечку. Это единственное число. Если добавим ещё 9, то получим 10 палочек, которые соответствуют числу 10. А всех их можно заменить одной. Какой? (Оранжевой).

Цветные линеечки для развития речи

 

Логопеды, занимаясь развитием речи ребёнка, используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним

Кроме освоения математических действий, палочки Кюизенера помогают в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно

  • обозначать ударение в словах (например, расставляя ударение на листах бумаги с напечататнными словами);
  • выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая пауза на запятой — короткая линеечка, длинная пауза, например, на тире — длинная линеечка, на точку самая длинная палочка);
  • делить слов на слоги (особенно если к игре подключить кубики с буквами);
  • показывать оттенки значения прилагательных в разных степенях сравнения (положительная степень — белая линеечка над словом, сравнительная — коричневая, а превосходная — синяя; но в данном случае цвет выбирается произвольно, главное, чтобы ребёнок наглядно видел различия оттенков значения слов) и т.д.

Развивающие игры с цветными палочками Кюизенера

 

Игры с линеечками можно проводить как индивидуально, так и в группе

Детям лучше всего, как известно, учиться играючи. И пособие «числа в цвете» даёт прекрасные возможности для этого. Только все занимательные занятия в методических справочниках рекомендуется подбирать под возраст малыша.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте игры должны быть из этапа знакомства и из начального математического. Примеры:

  • «Знакомство» (здесь карапуз трогает линеечки, называет или показывает какого они цвета, длины)
  • «Змейка». Ребята должны поставить по 4 палочки одного цвета вертикально друг на друга. Затем взрослый предлагает измерить пальчиком длину змейки, а также сравнить, чья фигурка длиннее.
  • «Поезд». Ребёнок получает 5 светло-зелёных, 5 жёлтых, 1 красную палочки. Вместе со взрослым считает общее количество линеечек, сортирует по цветам. А затем разгадывает загадку: «Лестница лежит в поле, а по ней едет дом» («Поезд»). Ребёнок складывает вагончики, используя красный как паровоз, а затем чередуя цвета. Когда фигура готова, взрослый просит назвать цвета по порядку.
  • «Сушим полотенца». Малыш получает 1 коричневую, 5 жёлтых, 5 красных линеечек. Первое задание — сравнить количество, разложив под каждой красной жёлтую. А затем, представив, что коричневая — это сушилка, развесить на неё чередуя по 2 жёлтых и 2 красных полотенца.
  • «Строим дом». В качестве строительных материалов малыш получает 6 коричневых палочек, 3 белые, 4 красные, 4 светло-зелёных, 4 жёлтых. Вместе со взрослым малыш выстраивает домики из 4 стен из каждого «семейства» цвета, окошком посередине и двумя брусочками в качестве крыши. Когда домики готовы, нужно сравнить их размеры (больше-меньше) и цвета.

От 5 до 7 лет

Это упражнения математического этапа работы с пособием. Для него характерно более лаконичное выражение поставленной задачи.

  • Выбери все палочки, которые длиннее красной, при этом короче синей.
  • Сколько и каких палочек поместится на синей линейке.
  • Как сделать число 5?
  • Из каких брусочков можно сделать жёлтую?
  • Насколько синяя линейка отличается от светло-зелёной (посчитать сколько каких палочек для равного взаимообмена нужно);
  • Измеряем окружающие предметы палочками.
  • Составляем палочками числа от 11 до 20.
  • Собираем из линеечек плоскую фигуру и просим малыша её повторить.

Что почитать

Придумывать разные занятия по палочкам Кюизенера можно в процессе самой игры. Но если желания изобретать велосипед у вас нет, то можно воспользоваться статьями из интернета или научно-популярной литературой.

  • · Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет, ©Новикова В. П., Тихонова Л. И. 2008
  • · Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет, М.: «Гном», 2015.
  • · Разноцветные полоски//сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова

Объёмное конструирование

 

Первоначальное представление об объёме дети получают, выкладывая палочками изображения на картинках

Говоря об играх, мы рассказали, что из линеечек можно складывать плоские фигуры, но это не всё. Палочки Кюизенера используются и для создания объёмных фигур. Начинать, как все другие упражнения, нужно с элементарных заданий. Например, построить лабиринт из палочек одного или двух цветов. Также можно сделать колодец, замок и даже домик для птиц. И для начала дети угадывают, как он называется («Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка»). Ещё один способ объёмного моделирования, это выкладывание палочек подходящей длины на рисунки, которые представляют собой иллюстрации к сказкам. Примером такого вида работы является альбом-книжка «Дом с колокольчиком». Кстати, коллекции этих альбомов для разного возраста пополняются довольно часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА

Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера? Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:

  • быстро выучит цвета;
  • разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
  • разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
  • получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
  • освоит конструирование, используя логический подход;
  • решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.

ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных

       Семейство синих

       Семейство желтых

Розовый

           Голубой

                Желтый

Красный                       

           Синий

               Оранжевый

Бордовый

           Фиолетовый

 

Оранжевый

   

Фиолетовый

   

 

 

Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

 

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

 

Читайте также: Задания для развития мелкой моторики

С КАКОГО ВОЗРАСТА

Палочками Кюизенера, также как блоками Дьенеша можно пользоваться даже раньше, чем указанно на коробке. Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.

Самое большое количество заданий предусмотрено для возраста 3 – 4 года. Средний возраст, дошкольники (5 – 6 лет) способны решать уже более серьезные, обучающие задачи. Даже старший возраст, ученики начальной школы (7 – 9 лет) находят эти занятия интересными.

 

 

 

 

 

 

До 3 лет добавляется целый список занимательных упражнений (список дан в последовательности от простого к сложному):

  • Раскладывание линеечек по цвету или длине.
  • Повторение действий взрослого. Например, выложить такое же количество палочек, как сделали вы.
  • Игры на запоминание: покажите карапузу несколько выложенных в ряд палочек, затем попросите отвернуться. Уберите одну и попросите угадать, какой линеечки не хватает.
  • Раскладывание по цветам в указанные «кучки».
  • Измерение одной палочкой окружающих предметов.
  • Сравнение, насколько линеечки различаются по длине. Для этого можно закрыть глаза и попытаться выбрать длинную и короткую.
  • Определение самой длинной и самой короткой палочки из набора.

Упражнения на втором этапе

 

Палочки Кюизенера — незаменимое пособие для подготовки к школе

Математический этап начинается с 4–4,5 лет. На этой ступени обучения упражнения становятся конкретными.

  • Сдвиньте 2 красные линеечки в одну и попросите малыша найти аналог другого цвета по длине.
  • По порядку называете числа, а малыш цвет. Со временем числа называются вразброс.
  • Попросите ребёнка найти линеечку «один».

С этого возраста некоторые педагоги рекомендуют добавлять карточки с цифрами на картоне соответствующего палочкам цвета. Детки должны научиться соотносить цвет и размер со зрительным образом.

С 5 лет занятия уже напоминают полноценные задачки по математике и проходят в виде ответов на вопросы с наглядной демонстрацией. Например, сколько коричневых палочек помещается на одной красной? (2, то есть одна коричневая — это половина или ½ от коричневой). После того как ребёнок освоил описанные выше действия, можно переходить к таблице умножения. Например, отложим 1 белую линеечку. Это единственное число. Если добавим ещё 9, то получим 10 палочек, которые соответствуют числу 10. А всех их можно заменить одной. Какой? (Оранжевой).

Цветные линеечки для развития речи

 

Логопеды, занимаясь развитием речи ребёнка, используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним

Кроме освоения математических действий, палочки Кюизенера помогают в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно

  • обозначать ударение в словах (например, расставляя ударение на листах бумаги с напечататнными словами);
  • выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая пауза на запятой — короткая линеечка, длинная пауза, например, на тире — длинная линеечка, на точку самая длинная палочка);
  • делить слов на слоги (особенно если к игре подключить кубики с буквами);
  • показывать оттенки значения прилагательных в разных степенях сравнения (положительная степень — белая линеечка над словом, сравнительная — коричневая, а превосходная — синяя; но в данном случае цвет выбирается произвольно, главное, чтобы ребёнок наглядно видел различия оттенков значения слов) и т.д.

Развивающие игры с цветными палочками Кюизенера

 

Игры с линеечками можно проводить как индивидуально, так и в группе

Детям лучше всего, как известно, учиться играючи. И пособие «числа в цвете» даёт прекрасные возможности для этого. Только все занимательные занятия в методических справочниках рекомендуется подбирать под возраст малыша.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте игры должны быть из этапа знакомства и из начального математического. Примеры:

  • «Знакомство» (здесь карапуз трогает линеечки, называет или показывает какого они цвета, длины)
  • «Змейка». Ребята должны поставить по 4 палочки одного цвета вертикально друг на друга. Затем взрослый предлагает измерить пальчиком длину змейки, а также сравнить, чья фигурка длиннее.
  • «Поезд». Ребёнок получает 5 светло-зелёных, 5 жёлтых, 1 красную палочки. Вместе со взрослым считает общее количество линеечек, сортирует по цветам. А затем разгадывает загадку: «Лестница лежит в поле, а по ней едет дом» («Поезд»). Ребёнок складывает вагончики, используя красный как паровоз, а затем чередуя цвета. Когда фигура готова, взрослый просит назвать цвета по порядку.
  • «Сушим полотенца». Малыш получает 1 коричневую, 5 жёлтых, 5 красных линеечек. Первое задание — сравнить количество, разложив под каждой красной жёлтую. А затем, представив, что коричневая — это сушилка, развесить на неё чередуя по 2 жёлтых и 2 красных полотенца.
  • «Строим дом». В качестве строительных материалов малыш получает 6 коричневых палочек, 3 белые, 4 красные, 4 светло-зелёных, 4 жёлтых. Вместе со взрослым малыш выстраивает домики из 4 стен из каждого «семейства» цвета, окошком посередине и двумя брусочками в качестве крыши. Когда домики готовы, нужно сравнить их размеры (больше-меньше) и цвета.

От 5 до 7 лет

Это упражнения математического этапа работы с пособием. Для него характерно более лаконичное выражение поставленной задачи.

  • Выбери все палочки, которые длиннее красной, при этом короче синей.
  • Сколько и каких палочек поместится на синей линейке.
  • Как сделать число 5?
  • Из каких брусочков можно сделать жёлтую?
  • Насколько синяя линейка отличается от светло-зелёной (посчитать сколько каких палочек для равного взаимообмена нужно);
  • Измеряем окружающие предметы палочками.
  • Составляем палочками числа от 11 до 20.
  • Собираем из линеечек плоскую фигуру и просим малыша её повторить.

Что почитать

Придумывать разные занятия по палочкам Кюизенера можно в процессе самой игры. Но если желания изобретать велосипед у вас нет, то можно воспользоваться статьями из интернета или научно-популярной литературой.

  • · Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет, ©Новикова В. П., Тихонова Л. И. 2008
  • · Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5–7 лет, М.: «Гном», 2015.
  • · Разноцветные полоски//сост. Л.М. Кларина, З.А. Михайлова

Объёмное конструирование

 

Первоначальное представление об объёме дети получают, выкладывая палочками изображения на картинках

Говоря об играх, мы рассказали, что из линеечек можно складывать плоские фигуры, но это не всё. Палочки Кюизенера используются и для создания объёмных фигур. Начинать, как все другие упражнения, нужно с элементарных заданий. Например, построить лабиринт из палочек одного или двух цветов. Также можно сделать колодец, замок и даже домик для птиц. И для начала дети угадывают, как он называется («Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка»). Ещё один способ объёмного моделирования, это выкладывание палочек подходящей длины на рисунки, которые представляют собой иллюстрации к сказкам. Примером такого вида работы является альбом-книжка «Дом с колокольчиком». Кстати, коллекции этих альбомов для разного возраста пополняются довольно часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА

Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера? Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:

  • быстро выучит цвета;
  • разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
  • разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
  • получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
  • освоит конструирование, используя логический подход;
  • решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.

ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных

       Семейство синих

       Семейство желтых

Розовый

           Голубой

                Желтый

Красный                       

           Синий

               Оранжевый

Бордовый

           Фиолетовый

 

Оранжевый

   

Фиолетовый

   

 

 

Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

 

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

 

Читайте также: Задания для развития мелкой моторики

С КАКОГО ВОЗРАСТА

Палочками Кюизенера, также как блоками Дьенеша можно пользоваться даже раньше, чем указанно на коробке. Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.

Самое большое количество заданий предусмотрено для возраста 3 – 4 года. Средний возраст, дошкольники (5 – 6 лет) способны решать уже более серьезные, обучающие задачи. Даже старший возраст, ученики начальной школы (7 – 9 лет) находят эти занятия интересными.