Гражданско-патриотическое воспитание

Виртуальные экскурсии по памятным местам Республики Беларусь.

СОБЕРИ В СВОЕМ СЕРДЦЕ БЕЛАРУСЬ:

ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ:

БЕЛАРУСЬ В ФОТОГРАФИЯХ:

ВИДЕООБЗОР:

Как познакомить ребенка с символикой Республики Беларусь?

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

 

Начиная с четырех лет , детей нужно знакомить  с символами государства (гербом, флагом, гимном) и  с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

   Знакомить детей с символами государства необходимо при проведении бесед, рассматривании иллюстраций, дидактические игры и экскурсии и чтением художественной литературы.

 Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

    - У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).      

- Флаг символизирует нашу Родину. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

   Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты.

    О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?                                                              

-Контур Беларуси – жёлтый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.            

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.                          

-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.                                       

-Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем - мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                       

- красная звезда – символ человечности, знак мужества.

    Знакомя детей с гимном Беларуси в начале лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями и др.

   При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

   Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать  следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагога, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни;
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

            Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны.

     Интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. Чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического вос­питания  детей дошкольного возраста — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

 История Беларуси: воз­никновение и развитие.

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

- национальный язык и его ценность; 

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родо­словная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.

     В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси.

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

     Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

     Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники.

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

     В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­ прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь.

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

     Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство.

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметной ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество.

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

     Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

Результативность патриоти­ческого воспитания детей  дошколь­ного возраста опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

      ПАЗНАЁМ РАДЗІМУ КОЖНЫ ДЗЕНЬ.

        У патрыятычным выхаванні педагогіка прытрымліваецца прынцыпу – праз малое да вялікага. Выхаванне станоўчых пачуццяў павагі да Радзімы адбываецца паступова. Пачынаць неабходна з выхавання шчырых адносін да сваіх родных – маці, бацькі, бабулі, сястрычкі. У дзіцяці неабходна абудзіць адчуванне, што яно не адно, яго любяць, клапоцяцца аб ім, ад яго чакаюць узаемных пачуццяў.   Ужо ў дашкольным узросце неабходна даць дзецям першапачатковыя веды пра нашу Радзіму – Беларусь. Звяртайце ўвагу на “малую Радзіму” – вёску, горад, дзе жыве дзіця. Знаёмце з гісторыяй свайго горада. У час прагулак па горадзе разглядайце разам з дзецьмі гістарычныя будынкі, помнікі архітэктуры, сучасныя будовы. У час прагулак, гутарак падводзьце дзяцей да высновы, што ад кожнага жыхара залежыць, ці будзе горад мець прывабны выгляд. У выніку дзеці самі падказваюць, што нельга кідаць смецце, маляваць на сценах, прапануюць пасадзіць кветкі.  Знаемства дзяцей з месцам, дзе яны жывуць, узбагачае іх веды, развівае цікаўнасць, садзейнічае выхаванню пачуцця гонару за родныя мясціны.   З    дапамогай   дарослых   дзеці   засвойваюць    назву  краіны – Рэспубліка Беларусь, атрымліваюць звесткі аб паходжанні слова “Беларусь”, знаёмяцца з  вядомымі гарадамі, гістарычнымі мясцінамі рэспублікі, даведваюцца пра сталіцу – горад Мінск.  Дзяці знаемяцца са сцягам, гербам Рэспублікі Беларусь,  з картай Беларусі, старажытнымі  гарадамі, славутымі людзьмі беларускай зямлі.

     Трэба знаёміць дзяцей з асаблівасцямі жыцця беларускага народа ў мінулым: адзеннем, прыладамі працы, нацыянальнымі стравамі, традыцыйнымі рамествамі. Чытанне часопіса “Вясёлка”, менавіта старонкі “Музей Вясёлкі”, дапаможа дзецям даведацца пра хатнія прылады, якімі карысталіся ў мінулыя часы, засвоіць іх назвы і прызначэнне. Раскрыць дзецям прыгажосць роднай прыроды, паказаць яе багацці – адзін са шляхоў выхавання любві да сваёй Радзімы. Пачынаючы з малодшага дашкольнага ўзросту, у дзяцей фарміруецца цікавасць да роднай прыроды, уменне адчуваць  яе   прыгажосць, жаданне     захаваць     прыродныя     багацці.      Дарослы імкнецца, каб сустрэча з прыродай выклікала эмацыянальны водгук у душы кожнага дзіцяці.

     Важна не толькі даць дзецям пэўную колькасць ведаў пра жывёл і птушак, раслінны свет, але і падкрэсліць месца і ролю чалавека ў захаванні багаццяў прыроды. Мы абавязаны пазнаёміць дзяцей з Чырвонай кнігай Рэспублікі Беларусь, акцентаваць увагу на тым, што кожны дзень павінен берагчы, ахоўваць навакольнае асяроддзе. 

     Выхаваць патрыёта сваёй Радзімы – адказная і складаная задача, вырашэнне якой у дашкольным дзяцінстве толькі пачынаецца.

ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ

 

Скажы па-беларуску: ДЕВОЧКА, МАЛЬЧИК, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА.

- Пакажыце хто як працуе: КАВАЛЬ, ЦЫРУЛЬНIК, МАЛЯР, ЦЕСЛЯР.

- Гульня-iмiтацыя: Бусел ходзiць па балоце,

 Матылек пералятае з кветкi на кветку,

 Мядзведзь лапамi адганяе аваднеў.

- Гульня «Якi, якая, якое» ЛIМОН – кiслы, ЦУКЕРКI – салодкiя, АБАРАНКI – мяккiя, ЯБЛЫК – духмяны.

 

Гульня «Хто – цi што»

Уважлiва паглядзець i адказаць на  пытаннi па-беларуску.

Дзяўчынка (сумная) - вяселая

Яблык (кiслы) - салодкi

Цукеркi (горкiя) – салодкiя

Сукенка (запзцканая) – чыстая

Кураня (вялiкае) - маленькае

Заяц (храбры) – баязлiвы

Птушкi (чорныя) – белыя

Кошык (поўны) – пусты

 

Васіль Вітка: Лічылка.

Раз, два, тры, чатыры -  Зайчык вушы натапырыў.  Ідзе з лесу воўк, воўк  І зубамі: шчоўк, шчоўк.  Мы схаваемся ў кусты:  Зайка, я, і ты, і ты.  Ты ж, ваўчына, пачакай,  Як схаваемся - шукай.

ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ

Даецца апiсанне прадмета,  потым трэба даць назву гэтага прадмета. Напрыклад, канструкцыя перкарыцця, або пакрыцця будынка, якая абмяжоўвае памяшканне зверху – СТОЛЬ.

  • Ганчарны выраб; глiняная пасудзiна для захоўвання малака i малочных прадуктаў – ГАРЛАЧ.
  • Пляценая емкасць розных амераў для захоўвання i транспарцiроўкi сыпкiх i штучных рэчываў, пераважна харчовых прадуктаў – КОШ.
  • Ткацкi стан з навiтай асновай для ткання ў хатнiх умовах – КРОСНЫ.
  • Скрыня, драўляная емкасць, у якой хавалi тканiны, адзенне, бялiзну i каштоўнасцi – КУФАР.
  • Карытападобная пасудзiна з шырокiм адкрытым верхам - НАЧОỶКI (НОЧВЫ).
  • Прылада для заграбання зерня, мякiны, адкiдвання снегу, смецця – ШУФЕЛЬ.

 

ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ

 

Васіль Вітка: Лічылка.

Раз, два, тры, чатыры -  Зайчык вушы натапырыў.  Ідзе з лесу воўк, воўк  І зубамі: шчоўк, шчоўк.  Мы схаваемся ў кусты:  Зайка, я, і ты, і ты.  Ты ж, ваўчына, пачакай,  Як схаваемся - шукай.

 

 

ГУЦЫЦЬ РОДНАЯ МОВУА

Ніл Гілевич

Я – беларус, я нарадзіўся

На гэтай казачнай зямлі,

Дзе між лясоў  і пушчаў  дзікіх

Адвеку прашчуры жылі.

Я – беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае імя:

Аб добрай славе Беларусі

У свеце знаюць нездарма!

Я – беларус, і хоць сягоння

Яшчэ малы, але скажу:

Я родам з племя непакорных

1 прад бядой не задрыжу!

 

14 марта, четверг

Рекомендуемые произведения белорусской художественной литературы и фольклора для чтения детям.

подробнее...

Маршрут выходного дня

подробнее...