Питание

Примерное меню дошкольника

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

* Завтрак

Питание дошкольника утром должно включать в себя горячий напиток (чай, кофейный напиток с молоком, какао) с бутербродами, сырниками, а также прекрасным вариантом будет яичный омлет, готовить его не долго.

* Обед

В обед обязательно кормите малыша супом. Первые и мясные блюда считаются хорошим стимулятором работы желудка, они пробуждают аппетит и улучшают процесс пищеварения. Детские супы разнообразны по составу, могут готовиться на бульоне или без такового. Многие дети с удовольствием едят молочный суп.

На второе подается мясное или рыбное блюдо, раз в неделю полезно давать субпродукты, с гарниром. Последний предпочтительнее овощной.

* Полдник

Здесь всё очень просто: стакан напитка с печеньем, булочкой, фруктом.

* Ужин

Ужин ребенка не должен быть чересчур плотным, иначе у него будет беспокойный сон. На ужин подойдет салат из фруктов или овощей, второе блюдо, не дублирующее то, что ребенок получал на обед, стакан молочного напитка.

Нежелательные продукты в рационе дошкольника

* Копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса

* Некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы

* Любые газированные напитки

Несколько слов об аппетите

Большое значение для улучшения аппетита ребенка имеет спокойное и терпеливое отношение взрослых к процессу кормления детей, хорошие вкусовые качества и разнообразие блюд, красивая сервировка стола.

Режим питания дошкольника

Режим питания так же важен для ребёнка, как и режим дня. В день детей нужно кормить не менее четырех раз, причем трижды обязательно включать в меню горячее блюдо. Перерывы между трапезами больше 4 часов могут привести даже к снижению памяти и работоспособности, в то время как слишком частые перекусы портят аппетит и ухудшают усвояемость пищевых веществ.

Лучший способ "нагнать" аппетит у здорового ребенка - это активные виды деятельности и прогулки на свежем воздухе. Ведь пища - это источник энергии, и если она не тратиться, то у малыша нет желания есть. Кроме того, следует избегать перекусов между основными приемами пищи (особенно сладких). Если время еды еще не пришло, а ребенок просит что-нибудь съесть, дайте ему яблоко, апельсин и другие фрукты, содержащие витамин С. Малыш утолит голод, но при этом витамин С усиливает аппетит, и, когда вы позовете всех к столу, ребёнок будет есть с удовольствием. А вот сладкие десерты лучше давать после еды, так они не перебьют аппетита.

Рекомендуемое время приема пищи для детей 4-6 лет следующее:

1) Завтрак с 8 до 9 часов;

2) Обед с 12 до 13 часов;

3) Полдник с 16 до 16-30 часов;

4) Ужин с 19 до 20 часов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

КАК СИДЕТЬ ЗА СТОЛОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЗА СТОЛОМ.

         Нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола.

         Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

         Нельзя разговаривать, пока во рту пища. Посуду за собой дети не убирают, это делают взрослые, им помогают дежурные.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ, САЛФЕТКАМИ, ДЕРЖАТЬ ЧАШКУ.

Ложку держите, положив на нее большой па­лец сверху. Суп набирайте с тарелки ложкой по направлению к себе — не от себя — в таком количестве, которое можете донести до рта, не пролив ни капли обратно в тарелку или на ска­терть. Не берите в рот слишком большую часть ложки, подносите ее не поперек и не широкой стороной, а левой частью переднего края. Дуть в суп, мешать его ложкой, чтобы остудить,— очень некрасиво. Лучше подождать, пока он не­много остынет. Очень скверная привычка — есть суп, чавкая; надо есть его совершенно неслышно. Когда суп съеден, ложку кладут на тарелку, а не опирают ручкой о стол, концом о край та­релки. Точно так же поступают, прекращая еду на время. Фрикадельки и мучные изделия, ко­торыми засыпан суп, делят на части ложкой.

        Когда пользуются вилкой и ножом, то вилку держат в левой руке, нож в правой. Когда едят одной вилкой, то держат ее в правой руке. Ручки ножей, вилок и ложек не надо держать близко от лезвия, острых концов, вообще тех частей, ко­торые соприкасаются с едой. Нож в правой руке, вилка в левой, на тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подаётся к компоту, чаю, если есть в нем что доставать. Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Её следует приложить к губам, затем сжав в комочек положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

         К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать то, что может быть окружающим неприятно: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым  ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы вместо того, чтобы вытирать их салфеткой, набивать до отказа рот.

КАКУЮ ПИЩУ КАК ЕДЯТ.

         Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом слегка подгребать и слегка прижимать. Целые или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз и отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот.

         Второе блюдо с гарниром и без гарнира нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе  и курицу. Масло, джем на булку размазывают ножом сами дети. Пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в руке. Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильно положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку.

 

ПРИУЧАЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ ЕДЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ  К ВОСПИТАТЕЛЯМ

И ПОМОЩНИКАМ ВОСПИТАТЕЛЯ РЯД ТРЕБОВАНИЙ.

Первое из них касается сервировки стола.

           К завтраку стол сервируется следующим образом: на середину ставим хлебницу с хлебом и маслом, салфетницу, можно вазу с цветами. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка с левой стороны, нож справа, ложка параллельно краю стола. Чай подносится по мере необходимости, чтобы питье не остыло раньше времени.   Основное блюдо подают ребёнку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее можно только те блюда, которые едят холодными. Убирают посуду слева от сидящего ребёнка. К обеду стол сервируют сходным образом, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку.    

ГРУППА ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА   2-3 г.

Во второй половине года вводится дежурство по столовой. Обязанности дежурных невелики (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки), но осознание причастности к делам группы, необходимость тщательно выполнять порученное дело воспитывают у малышей ответственное отношение к труду и самостоятельность. На первоначальных этапах дежурный накрывает на стол вместе с воспитателем, в дальнейшем ребёнок делает это сам с незначительной помощью взрослого. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Дежурные должны быть  в специальной форме (фартуки, колпаки и др.). Важно содействовать тому, чтобы само дежурство доставляло радость, чтобы дети воспринимали его как ответственное дело, ощущали свою значимость, гордились тем, что работу дежурных доверили именно им.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА  3-4 г. Дети овладевают умением самостоятельно и аккуратно есть, пережёвывая еду с закрытым ртом. Пользоваться не только ложкой, но и вилкой, по необходимости пользоваться салфетками.

Правила:

- нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках;

- по окончании еды нужно поблагодарить взрослого, тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы, тихо задвинуть стул не мешая другим.

         Нельзя ребёнка учить пользоваться вилкой, если он не умеет есть ложкой. Дежурные  по столовой самостоятельно  раскладывают столовые приборы, салфетки, расставляют хлебницы. В уголке дежурного располагается все необходимое для труда: фартуки, шапочки, веники, совочки, подносы.

СРЕДНЯЯ ГРУППА  4-5л.

Дежурство по столовой: дети расставляют посуду на столе (хлебницы, чашки с блюдцами, салфетницы, столовые приборы). Воспитатель учит детей, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, пищу брать

понемногу, по мере необходимости пользоваться салфетками, после еды полоскать рот, тихо задвигать стул, благодарить.

         Во второй младшей и средней группах группе (3-4 г.,4-5л. ) в уголке дежурного располагается все необходимое для труда: фартуки, шапочки, веники, совочки, подносы.

         Во время дежурств в начале года дети часто совершают немало «промашек»: разбивается посуда, проливаются на стол (суп, компот и т.д.). Не следует заострять на этом внимания, а тем более наказывать дежурного, поскольку ребёнок огорчается, теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать правильные действия, напомнить последовательность их выполнения, отрегулировать темп работы. Помощь воспитателя необходима дежурным, чтобы они не ощутили своей неумелости, чтобы у них росла уверенность в своих возможностях, возникало желание снова дежурить.

         С целью закрепления навыков можно проводить дидактические игры типа «Научим Чебурашку дежурить», «Как Мишка помогал Кате дежурить» и др.

          Дети нуждаются в показе отдельных приёмов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напоминать им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.

          Оценивая труд дежурных, педагог отмечает, насколько они проявляли заботу о товарищах, были внимательны к ним, как отнеслись к своим обязанностям (аккуратно, старательно трудились, не отвлекались от дела и др.). Постепенно дети осознают значение труда дежурных, его общественную направленность. У них формируется ответственное отношение к делу.

СТАРШАЯ ГРУППА  5-6л.

          Дети выполняют обязанности дежурных по столовой: полностью сервируют стол, убирают после еды (салфетки, хлебницы, салфетницы). Дежурные становятся настоящими помощниками воспитателя. Взрослый всячески подчеркивает важность их труда, приучает детей группы благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

          Воспитатель продолжает учить детей свободно пользоваться вилкой, ножом, есть аккуратно, сохранять позу, не мешать соседу по столу, есть аккуратно, благодарить.

К концу года дети старшей группы  дети должны научиться свободно пользоваться ножом и вилкой, а также пользоваться вилкой одинаково хорошо как левой, так и правой рукой.

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ:

Ясельная группа – ложка десертная и чайная (если ребенок).

Вторая младшая группа – ложка столовая, чайная, вилка, можно нож по мере овладения ребенком навыком  пользования  вилкой (ножи даем постепенно со второй половины года ) .

Средняя и старшая группа – ложка столовая, чайная, вилка, нож (ножи вводим постепенно).

          Салфетки ложатся под тарелку. Справа – ложка столовая и нож, если нож, то вилка слева. Ложка ложится внутренней стороной кверху и вилка тоже. Если нет ножа, то вилка ложится справа. Нож – лезвием к тарелке. Ближе к тарелке лежит нож, лезвием к тарелке, дальше ложка. Берём первый тот прибор, который дальше от тарелки.

ДОЛЖНЫ  ЗНАТЬ, ЧТО:

- за 20-30 минут  до еды  дети возвращаются с прогулки, не проводятся подвижные игры;

- постепенно дети учатся вести себя за столом, параллельно идет формирование эмоционально-положительного отношения к процессу еды;

- говорить указание нужно только одному ребенку, тихим голосом, и более никому во время еды;

- нельзя  переутомлять детей своим присутствием;

- детям с избыточным весом подсказываем, чтобы кушали  не спеша (индивидуальный подход);

- если у ребенка плохой аппетит, обязательно должна быть чашка с питьем и подсказываем сделать глоток питья (индивидуальный подход);

- ребенок не должен слышать,  что у него аллергия и т.д.(это формирует неправильное отношение к продукту).