Советы учителя-дефектолога

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА 

 

Игра 1. Попроси правильно

Цель: закрепить умение называть детенышей животных и действия. Материал: игрушечные бельчонок и котенок. Взрослый (подражает мяуканью кошки). Кто это мяукает? Где? Выходит вместе с детьми в соседнюю комнату. К нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем? Дети просят котенка и бельчонка, дают им разные поручения - станцуй, побегай, попрыгай, ляг, сядь, встань и т.д.. После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают). Игра 2. Гуси Цель: учить воспринимать глаголы на слух и выполнять действия, которые они обозначают. Дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. Слова калмыцкой народной песенки. — Где ладошки? Тут? Дети протягивают руки вперед — Тут. ладонями вверх. — На ладошке пруд? — Пруд. — Палец большой — Загибают пальцы от большого Это гусь молодой, к мизинцу. Указательный — поймал, Средний — гуся ощипал. Этот палец суп варил, Самый меньший — печь топил, Полетел гусь в рот, Изображают полет руками. А оттуда в живот... Притрагиваются кистями рук к животу. Вот.  Роняют руки вниз и свободно встряхивают ими. Игра 3. Курочка -рябушечка Цель: формировать умение произносить звукоподражания.

Материал: шапочка от костюма курочки. Можно играть с 1 ребенком (взрослый - курочка, а ребенок - цыпленок) или с группой детей.  Из числа играющих выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог. Дети. Курочка-рябушечка, куда идешь?  Курочка. На речку. Дети. Курочка-рябушечка, зачем идешь?  Курочка. За водой. Дети. Курочка-рябушечка, зачем тебе вода? Курочка. Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи-пи-пи! После слов «на всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки. Игра 4. Два брата Цель: осваивать способы образования видовых пар глаголов.

Материал: два игрушечных медвежонка. Жили-были в лесу два брата — два маленьких медвежонка. Звали их Шустрик и Мямлик. Взрослый показывает игрушки и делает паузы, дети должны подсказать подходящий по смыслу глагол. Шустрик был веселый, послушный и всегда успевал все сделать вовремя. Мямлик был очень медлительный. У него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил, а вот родители считали его непослушным. Как-то рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только... (встает). Шустрик оделся, а Мямлик... (одевается). Дети, подскажите Мямлику, как сделаться веселым. В этой игре можно использовать самые разные сюжеты: «На прогулке», «В лесу», «На реке», «На утренней гимнастике» и др. Варианты видовых пар глаголов: заправил постель — заправляет, умылся — умывается, почистил зубы — чистит, позавтракал — завтракает, пришел в школу — идет в школу, пообедал — обедает, сделал уроки — делает уроки, собрался на прогулку — собирается, лег спать — ложится и т.д. Игра 5. Добавь слово Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол.

 Материал: кукла Гена. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать. Гена. Я умею постель... (убирать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

 

Информацию подготовила

 учитель-дефектолог Лашкевич Наталья Александровна

 

 

 

23 августа, среда

Нужно ли заниматься с детьми летом

подробнее...

СКОРО В ШКОЛУ

подробнее...

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

подробнее...